Обзоры и анализ рынков, маркетинговые исследования
 

Новинки

Все новинки

Поиск по сайту

Еще в разделе:

Обзор рынка чая
Обзор рынка косметики
Пиво полегчало. Обзор рынка пива
Обзор российского рынка косметики
Обзор мирового рынка продуктов питания и напитков
 

Обзор мирового рынка алкогольных напитковпо итогам 2008 года

Впереди планеты всей

Исследование компании Nielsen

В 2007 году глобальный рынок алкогольных напитков продемонстрировал 6-процентный рост в стоимостном выражении. Одними из самых быстрорастущих категорий в мире стали водка и сидр – их рост составил соответственно 11 и 14%. Таковы результаты отчета международной компании Nielsen, которая провела первое в своем роде исследование, охватывающее данные аудита как розничных продаж, так и канала HoReCa.

Исследование рынка алкогольных напитков – из серии What’s hot around the globe* – проводилось компанией Nielsen в 53 странах мира. Страны были сгруппированы по 5 регионам: Азиатско-Тихоокеанский регион, регион развивающихся стран EEMEA, куда входит и Россия**, Европа, Северная Америка и Южная Америка. Исследование было направлено на определение покупательской активности потребителей в крупных сетевых розничных торговых точках, а также в барах и ресторанах в течение двух годовых периодов – в 2006-м и 2007 годах. Во многих странах специализированные алкогольные магазины не включались в область исследования по причине особых местных ограничений и правил. В силу своих особенностей, на российском рынке не рассматривался канал HoReCa.

Исследование российского рынка охватывало следующие периоды для разных категорий алкогольных напитков:

  • водка, коньяк, ликеры, виски, текила, ром, шампанское (игристое вино) – период с февраля 2006-го по январь 2007 года и период с февраля 2007-го по январь 2008 года;
  • пиво – период с января 2006-го по декабрь 2006 года и период с января 2007-го по декабрь 2007 года.

Исследование разных категорий алкогольных напитков проводилось в следующих городах:

  • водка, пиво – города России с населением свыше 10 тысяч человек;
  • текила – 7 городов: Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург;
  • виски, коньяк, игристое вино, шампанское, ром, ликеры – 15 городов: Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск.

Россия занимает четвертое место среди самых быстрорастущих мировых рынков алкоголя, имеющих оборот свыше $ 1 млрд, – эту позицию отечественному рынку обеспечил рост в 17% в стоимостном выражении (табл. 1). Кроме того, по показателям роста Россия возглавила список ведущих мировых рынков алкоголя, опередив Великобританию, США и Германию, где рост составил соответственно 5, 4 и 2%.

Обзор рынка алкоголя

Как отмечают специалисты «Nielsen Россия», несмотря на то, что в 2006 году из-за сбоя в работе системы ЕГАИС отмечался некоторый спад потребления алкогольных напитков, в 2007-м рынок стабилизовался, показав хороший рост в денежном выражении. Исследование было сосредоточено на продажах в денежном выражении, поэтому на общий тренд могла повлиять инфляция. Тем не менее нельзя не отметить еще один фактор, обуславливающий стоимостной рост рынка. Во многих странах, где категории алкогольных напитков находятся на этапе подъема, в том числе и в России, потребители переключаются на дорогие, премиальные бренды, что также повлияло на общую картину развития рынка.

По данным Nielsen, в России и Польше прослеживается четкий тренд: в этих странах по мере возрастания покупательной способности потребители переключаются на премиальные бренды алкогольных напитков. Естественно, частично такой рост потребления алкоголя обусловлен ценовой инфляцией, однако многие развивающиеся регионы становятся все более привлекательными для розничной торговли именно благодаря стабильным показателям роста, которые наблюдаются из года в год.

Самой большой категорией на мировом рынке алкоголя остается пиво. И если пивной рынок США лидирует по показателю чистой прибыли, то российский рынок является лидером по темпам роста в денежном выражении – за исследуемый период темпы роста составили 23%. Невзирая на увеличение акцизной ставки, стоимостной рост в этой категории рынка алкогольных напитков отличается стабильностью.

Продажи шампанского*** и игристого вина за 2007 год в России выросли на 30% в стоимостном выражении. Стоит отметить, что развивающаяся российская экономика позитивно повлияла на культуру потребления алкогольных напитков. Так, например, рынок виски пока занимает небольшую долю на отечественном рынке алкоголя, по сравнению, например, с западноевропейскими странами. Однако потребление напитков в этой категории растет по мере роста благосостояния россиян – за исследуемый период потребление виски увеличилось на 54% в стоимостном выражении.

Темп роста категории алкогольных напитков задают такие регионы, как EEMEA и Латинская Америка, демонстрирующие рост соответственно на 17 и 15% в стоимостном выражении. На маленьких и развивающихся рынках, благодаря низкой денежной базе, наблюдаются еще более существенные темпы роста. В Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе эти показатели намного скромнее – всего по 4%.

К мировым «бестселлерам» в области розничной продажи алкоголя в магазинах относятся сидр, водка и слабоалкогольные коктейли. Рассмотрим эти категории более подробно.

Общий рост в 14% в денежном выражении за исследуемый период сделал сидр самой быстрорастущей категорией на мировом рынке алкоголя. На основании данных по всем рынкам, включенным в исследование, лидирующую позицию по показателям роста этой миллиардной категории в денежном выражении занимает Великобритания – 26%. Прибалтийские рынки также продемонстрировали существенные показатели годового роста, хотя и при значительно более низкой базе, чем Великобритания, – в Литве и Латвии рост составил соответственно 44 и 42%.

Общий рост мирового потребления водки за исследуемый период составил 11% в денежном выражении. Россия, которая является крупнейшим рынком с точки зрения продаж в данной категории, показала 7-процентное годовое увеличение. Во многом это было обусловлено переключением потребителей на премиальные бренды. В то же время в Польше – на втором по величине рынке водки – наблюдался рост, превышающий 17% в год. В Западной Европе лидерами оказались Великобритания и Франция с показателями роста соответственно 11 и 13%. В Западной Европе водка становится модным напитком, частично вытесняя другие виды алкоголя, в том числе скотч и ром.

Рост категории слабоалкогольных коктейлей за исследуемый период в целом составил 7%, однако он варьировался в зависимости от стран: в прошлом году на многих рынках было отмечено сокращение потребления. Лидирующие позиции занимал рынок Австралии, обороты которого составили $ 2 млрд, – рост категории слабоалкогольных коктейлей на этом рынке достиг 10% в стоимостном выражении. Второе место принадлежит Японии – рост категории на этом рынке с оборотом в $ 300 млн составил 28%. В некоторых странах отмечены отрицательные тренды. Так, в США – втором по величине рынке в стоимостном выражении после Австралии – наблюдалось снижение показателей на 1%. Среди стран с негативным трендом также оказались Великобритания, Франция и Ирландия – на этих рынках снижение показателей составило соответственно 6, 7 и 8%.

Что касается продажи алкогольных напитков в барах и ресторанах, то в большинстве стран растут показатели потребления вина. Водочные напитки, напротив, более востребованы в розничной продаже, а для пива – крупнейшей категории алкогольных напитков – характерно равномерное распределение потребления в розничной сфере и в заведениях общественного питания.

* (англ.) Что нового в мире.

** EEMEA – Eastern Europe, Middle East, Africa (Восточная Европа, Ближний Восток, Африка). Страны были объединены в одну категорию на основании внутренней классификации Nielsen, так как они относятся к странам с развивающейся экономикой.

*** К категории «шампанское» относятся продукты, имеющие маркировку champagne, produce of France.

Статья подготовлена группой сотрудников компании «Nielsen Россия»

Главная       :       Обзоры       :       Рынки       :       Регионы       :       Исследования       :       Контакты
RVIEW.ru © 2007-2015,  Использование информации | Скорость интернета | Онлайн оценка авто