Обзоры и анализ рынков, маркетинговые исследования
 

Новинки

Все новинки

Поиск по сайту

Еще в разделе:

Обзор российского рынка водки
Обзор мирового рынка водки
Обзор мирового рынка алкогольных напитков
Обзор мирового рынка водки
Обзор рынка косметики
 

Обзор рынка чаяпо состоянию на сентябрь 2008 г.

Объем российского рынка чая в последние несколько лет практически не меняется, тем не менее игроки считают рынок динамично растущим. Динамика обусловлена ростом цен на чайное сырье, развитием премиального сегмента и нишевых продуктов – специальных и нетрадиционных чаев, а также активным ростом пакетированного чая. Традиционный черный чай по-прежнему остается самым крупным сегментом рынка, но доля его снижается.

Объем российского рынка чая в течение последних нескольких лет остается стабильным и составляет, по оценкам экспертов, 160-170 тыс. т. «С точки зрения импорта сырья Россия ежегодно потребляет порядка 170 тыс. т чая из различных чаепроизводящих стран», – говорит эксперт в области чая и разработки чайных продуктов компании «Май» Романи Бахтадзе.

По данным «Nielsen Россия» (аудит розничной торговли в городах России с населением свыше 10 тыс. человек), объемы розничных продаж чая за период с апреля 2007 по март 2008 года выросли на 8% в стоимостном и снизились на 5% в натуральном выражении. «В целом рынок чая стабилен, – говорит руководитель отдела коммуникаций компании «Nielsen Россия» Наталья Игнатьева. – Развитие в стоимостном выражении идет с небольшим опережением общей инфляции». По прогнозам компании Euromonitor, в ближайшие несколько лет рынок чая будет расти в стоимостном выражении примерно на 4% ежегодно.

Основные тенденции рынка чая – рост премиального сегмента, сегмента пакетированного чая в фольгированных конвертах, развитие рыночных ниш. «Если в объеме рынок стабилен, то в качественном отношении он динамично развивается, – говорит PR-директор компании «Орими Трэйд» Мария Драбова. – Сохраняются и развиваются тенденции последних лет: удорожание категории в целом, бурное качественное развитие, обострение марочной конкуренции, развитие чайного предложения в HoReCa. Изменяются потребительские предпочтения: увеличивается потребление пакетированного чая, растет интерес к зеленому чаю, фруктовым и травяным чаям, напиткам без содержания кофеина, интерес к редким сортам – белый чай, пуэр, лапсанг сушонг и другим». Рынок достаточно консолидирован. Совокупная доля компаний-лидеров розничных продаж чая (в алфавитном порядке) – Ahmad, Unilever, «Май», «Орими Трэйд», «Сапсан» – в натуральном выражении составляют 74%, в стоимостном – 75% (апрель-май 2008 года, «Nielsen Россия»).

Рост цен в мировых масштабах. Как считает руководитель отдела маркетинга и разработок компании «Хэйлис» Виталий Мухортов, динамика рынка более высокая, чем в прошлом году, что обусловлено ростом цен на чайное сырье, запретом Россельхознадзора на ввоз в Россию растениеводческой продукции из Индии, планами международных корпораций по выходу на чайный рынок РФ и грядущим вступлением России в ВТО.

С конца января текущего года Россельхознадзор ввел временные ограничения на ввоз растительной продукции из Индии. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в третьем квартале 2007 года из Индии в Россию было импортировано 77,7 тыс. т ($32,1 млн) черного и 31,2 тыс. т ($61,8 млн) чая других видов. Как предполагают эксперты, запрет на ввоз в Россию растительного сырья из Индии вызовет скачок розничных цен на 30-40% на всю чайную продукцию независимо от страны происхождения.

Игроки констатируют повышение цен на чай. «Мировой чайный рынок в 2007 году находился в непростом положении, – говорит Мария Драбова. – На Цейлоне, который является крупнейшим российским экспортером чая (доля цейлонского чая в структуре российского импорта составляет порядка 40%), происходило обострение внутриполитической ситуации, что негативно сказалось на положении в чайной отрасли. В Кении из-за засухи и политических событий произошло снижение производства чая, что привело к повышению спроса на чайных рынках Европы, Азии, США и, как следствие, к росту цен на всех чайных аукционах. В Китае происходит укрепление национальной валюты и подорожание энергоносителей, что тоже сказывается на уровне цен».

По словам Романи Бахтадзе, мировое потребление чая превышает производство и продолжает увеличиваться. В 2006 году страновое потребление чая в мире выросло на 1% и составило 3,64 млн т, тогда как мировое производство чая находилось на уровне 3,6 млн т. Эксперт также прогнозирует повышение цен на чай во всем мире в этом году. Средняя цена на чай в Кении за первые три месяца текущего года выросла до $2,25 по сравнению с ценой аналогичного периода прошлого года – $1,69. Средняя цена на чай в четырех крупных аукционных центрах – Джакарта, Калькутта, Коломбо, Кочин – в январе 2008 года составила $2,4, что на 34% выше аналогичного показателя в январе 2007 года.

Чай с характером. Доля черного чая на рынке по-прежнему самая крупная – 75% в натуральном и 61,4% в стоимостном объеме продаж (по данным «Nielsen Россия», в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, апрель-май 2008 года). Но постепенно доля этого сегмента снижается, для сравнения: в период с декабря 2005 по май 2006 доля черного чая в физическом выражении составляла 90,7%, в стоимостном - 86,1%.

Рост рынка чая в России стимулирует развитие сегмента премиальных марок. По данным «Nielsen Россия», премиальный сегмент занимает 48% в стоимостном и около 29% в объемном выражении российского рынка чая, здесь представлено более 85 брендов.

По словам пресс-секретаря компании «Май» Марии Вершининой, в последние годы остро ощущалась потребность в чае премиальной марки, и в феврале 2007 года компания вывела премиальный бренд Curtis («Кертис»), включающий коллекции черного ароматизированного, зеленого ароматизированного и фруктово-травяного чая.

Стремясь подчеркнуть премиальность чая, компании выводят коллекции эксклюзивных чаев. Так, компания Newby вывела коллекцию Speciality Teas – собрание лучших листовых чаев Китая, где каждый сорт представляет произведение чайного искусства, и коллекцию «Африканская серия» – деликатные яркие высокогорные чаи с кенийского нагорья Керичо, выращиваемые в ограниченном количестве.

Производители, позиционируя чай в премиальном сегменте, создают оригинальные упаковки, выделяющие продукт на полке. Чай «Африканская серия» упакован в коллекционные баночки, иллюстрированные изображениями животных Африки, выражающих характер чая. Например, чай «Замунга» – всемогущий слон, представляет яркий, деликатный, в то же время крепкий характер. Чай «Хакунда» – величественный лев, отражает характер яркий и мягкий, это чай с насыщенным и ярким настоем и с солодовым послевкусием. По словам коммерческого директора Группы чайных компаний «Сапсан» Антона Кудрейко, чаи премиального сегмента под торговой маркой Akbar производятся в эксклюзивной упаковке из фольгированного картона с эффектом голограммы, а также в подарочной жестяной упаковке, в том числе крупной фасовки – 300-450 г, которая пользуется популярностью во многих странах.

Нетрадиционные целебные. Повышение интереса к здоровому образу жизни привело к увеличению спроса на зеленые, травяные и фруктовые чаи. «Сегменты травяных и фруктовых, а также зеленых чаев растут значительно быстрее рынка, – говорит менеджер по маркетингу компании «Милфорд» Наталья Егорова. – Это является отражением тенденции повышения интереса потребителя к продуктам здорового питания и желанием разнообразить быт». Активный рост показывает прежде всего зеленый чай. «Доля зеленого чая в 2007 году увеличилась до 9% в натуральном выражении и до 13% в стоимостном по сравнению с 2006 годом, когда его доля в натуральном выражении составляла порядка 8%», – говорит директор по маркетингу компании «Геральт» Анета Аслаханова.

Травяной и фруктовый чай по-прежнему составляет небольшую долю рынка – около 1% (по данным «Nielsen Россия»), но устойчиво растущую. «Рост этого сегмента связан прежде всего с тем, что количество исходных ингредиентов – фруктов, цветов, трав – дает бесконечное количество вариаций, – комментирует Анета Аслаханова. – А российский потребитель, хотя и предпочитает крепкий черный чай, по своей натуре новатор и всегда готов попробовать что-то новое». В сегменте травяной и фруктовый чай компания «Милфорд» вывела в этом году чаи с натуральными ягодами и листьями, например «Облепиха – лесные ягоды», «Шиповник – каркаде», «Клюква – лист ежевики», а также фруктовые и фруктово-травяные композиции: «Груша – гранат» и «Груша – мелисса».

Осенью 2008 года Милфорд планирует выпустить коллекцию, куда войдут новинки, например, «Фруктовый коктейль с малиной, ревенем и перцем чили». Эксперты отмечают формирование новых сегментов рынка – белых и так называемых красных чаев (улонг). Доля этих сегментов в 2007 году составила 0,1% и 0,1% в натуральном, 0,3% и 0,2% – в стоимостном выражении соответственно (по данным «Nielsen Россия»). «Эти чаи были на рынке и раньше, но из-за незначительной представленности их чаще относили к разряду зеленых, – комментирует Анета Аслаханова. – Сейчас спрос на редкие чаи стимулируют люксовые розничные сети, которые стараются всячески расширить ассортимент». В поддержание спроса компания Newby выпустила в 2008 году линейку эксклюзивных китайских чаев высшего класса, включающую белые, зеленые, красные и черные чаи. Эти чаи производятся в ограниченном количестве.

«Российский потребитель сегодня знает о чае гораздо больше, чем еще два-три года назад, имеет собственное мнение и, следовательно, предъявляет к продукту более высокие требования, – говорит Мария Драбова. – С этим связан заметный интерес потребительской аудитории к нетрадиционным чаям – матэ, ройбош, ханибуш, травяным чаям и к редким сортам чая, которые еще год-два назад практически не были представлены на рынке, – белый чай, оолонг, пуэр, лапсанг сушонг и ряду других». В прошлом году в коллекцию Greenfield были введены несколько новых сортов китайского чая: White Bloom – белый чай из провинции Хунань, Highland Oolong – красный чай из провинции Фуцзянь, Noble Pu-Erh – сильноферментированный чай из провинции Юньнань, Lapsang Souchong – «копченый» чай из провинции Фуцзянь.

Как считает Виталий Мухортов, устойчивый интерес потребителей к натуральным и целебным чаям порой приводит к недобросовестной рекламе. «Нередко на упаковках пишут, что продукт натуральный, хотя на самом деле он таковым не является, – говорит эксперт. – Доходит до смешного: на банке по-английски написано Natural Identical (идентичный натуральному), а на стикере с русским переводом значится: «Натуральный». Как известно, между этими понятиями есть существенная разница. Создается впечатление, что представители государственных органов совершенно не контролируют ситуацию».

Все – по пакетикам. Пакетированный чай удерживает позиции самого быстрорастущего. Доля чая в пакетиках в натуральном выражении в апреле-мае 2008 года выросла до 47%. В стоимостном выражении доля чая в пакетиках в этот же период составила 66%. Рост происходит за счет сокращения доли фасованного чая, продажи которого снижаются (по данным «Nielsen Россия»). Как объясняет Антон Кудрейко, чай в пакетиках отличается от обычного развесного лишь размером чайного листа и полностью соответствует ему по свежести, насыщенному вкусу, богатому аромату и яркому цвету настоя. «Растет сегмент пакетированного чая в фольгированных конвертах. В основном это происходит за счет выпуска новых вкусов и освоения категории speciality, – говорит Виталий Мухортов. – Показателен рост предложений в сегменте пакетированного чая, например, недавно появившиеся специальные чаи улуны под марками Greenfield, Dilmah и другие».

Широкий спектр чая в пакетиках, и эта линейка, по словам представителей компании, будет расширяться, представлен под ТМ Akbar. Японская компания Yunako company весной этого года вывела на российский рынок линейку из восьми видов пакетированных (пакет-пирамидка) японских чаев: семь видов сенча (сенча, сенча первого сбора, сенча с сакурой, лимонником, розой и майораном, мятой, лавандой и лимонником) и матча с молоком. Каждый нейлоновый пакетик запаян ультразвуком и упакован в вакуумные фольгированные саше разного цвета, в соответствии с цветом коробки, а у чая с сакурой в отдельный прозрачный пакетик упакован каждый цветочек. По словам эксперта по японскому чаю компании Yunako company Елены Ивлевой, основные каналы продаж чая – аптечные сети, прямые продажи, специализированные чайные магазины и магазины с ассортиментом товаров восточной тематики. «Мы планируем выйти на массового потребителя, предлагать товар и в супермаркетах, и в ресторанах», – говорит Елена Ивлева. По мнению Марии Драбовой, растущий спрос на пакетированный чай может создать определенные сложности для российских производителей, так как отечественные чаеразвесочные производства зачастую не располагают оборудованием в количестве, необходимом для удовлетворения увеличивающихся запросов рынка.

Валерия Миронова
Источник Журнал Новости Торговли

Главная       :       Обзоры       :       Рынки       :       Регионы       :       Исследования       :       Контакты
RVIEW.ru © 2007-2015,  Использование информации | Скорость интернета | Онлайн оценка авто