Обзоры и анализ рынков, маркетинговые исследования
 

Новинки

Все новинки

Поиск по сайту

Еще в разделе:

Обзор мирового рынка алкогольных напитков
Обзор мирового рынка водки
Обзор рынка чая
Обзор рынка косметики
Пиво полегчало. Обзор рынка пива
 

Обзор российского рынка косметики

В последние несколько лет, несмотря на растущие объемы российскогокосметического рынка, показатели темпов роста снижаются. Так, в 2005 г. рост рынка составил 12,9%, в 2004 г. -19%, в 2003 г. - 20,3%. Объем рынка в 2005 г. достиг $7 млрд., что сопоставимо с объемами европейских стран. По оценке компании «Старая крепость», в 2006 г.рынок составил примерно $7,9 млрд., а к 2009 г., по прогнозам специалистов, рынок вырастет на 40%.

В настоящее время надолю российских производителей приходится около 47% косметического рынка. Доля отечественных компаний втоварном выражении, какправило, превышает долю рынка встоимостных показателях. Российская косметика стала вполне конкурентоспособной: все чаще можно встретить качественный российский продукт, который стоить дешевле аналогичного импортного. Такая ситуация приводит к тому, что активно развивается рынокроссийской лечебно-профилактической косметики, широкое распространение получают мужские линии и линии натуральной косметики.

Значительную частьрынка занимают глобальные международные компании - Beiersdorf (5%), L'Oreal (4%), Procter & Gamble (6%), Schwarzkopf & Henkel (5%), Unilever Group (4%). Сильны позиции вРоссии иуиностранных производителей, специализирующихся напрямых продажах - Avon иOriflame (по5% рынка). Многие иззападных компаний производят продукцию натерритории России, отстраивая новые производственные мощности илиразмещая заказы нароссийских предприятиях.

На косметику и парфюмерию россиянки ежегодно тратят 12-15 % от своих доходов. Этот показатель намного выше, чем, к примеру, в странах Западной Европы. И дело не столько в ажиотажном спросе на косметическую продукцию, сколько в доходах у наших женщин. По данным опроса, 97 % россиянок в возрасте от 16 до 55 лет регулярно пользуются средствами макияжа, а 76 % из них делают это ежедневно. Каждый россиянин в среднем тратит на косметическую продукцию 1,5 тыс. руб. в год.

Россия стоитна шестом месте в мире по потреблению косметики, пропустив вперед лишь Испанию, Таиланд, Венгрию, Филиппины и Мексику. Таковы результаты исследования, проведенного компанией ACNielsen. В ходе этого масштабного проекта были изучены мнения свыше 25 400 потребителей в 46 странах, в том числе и в России. Его целью было изучить особенности потребительского поведения жителей разных стран при покупке средств для красоты и здоровья, выявить самые популярные у покупателей места продаж, а также узнать, что думают жители разных стран о превосходстве премиальных косметических марок.

Как показало исследование, 79% мировых потребителей регулярно покупают товары для красоты и персонального ухода. В России покупают косметические товары 87% опрошенных - 75% мужчин и 99% женщин. Больше всего на принятие решения о покупке того или иного косметического товара влияет цена и обещание бренда. 60% опрошенных в мире ответили, что цена имеет решающее значение при выборе косметического средства. 49% реагируют на обещание бренда. 38% доверяют рекомендации друзей и знакомых. Лишь 13% участников анкетирования сообщили, что ориентируются на мнение партнера при покупке косметики.

Факторы, влияющие на принятие решения о покупке косметических товаров у россиян,распределились следующим образом: рекомендация друзей - 62%; "обещание" бренда - 58%;"любимая марка- 49%;цена - 49%; статьи и заметки в журналах - 48%; мнение партнера - 30%; бесплатные пробники - 29%; Интернет - 25%; рекламные кампании на ТВ и в прессе - 24%.

При этом отдельные факторы имеют разное значение для представителей разного пола.К примеру, для женщин важнее перед покупкой апробировать косметическое средство - с помощью бесплатных пробников и образцов товаров. Этот "ход" склоняет к покупке 39% опрошенных россиянок. Бесплатные пробники могут соблазнить лишь 17% мужчин. Россиянки (56%) более лояльны к уже испытанной марке косметики и труднее переключаются на другие. "Свою любимую" марку предпочитают покупать 40% российских мужчин, принявших участие в анкетировании.

Только 18% женщин, принявших участие в исследовании в России, готовы прислушаться к мнению своего партнера в вопросе выбора косметики. Мужчины же чаще, чем женщины, при принятии решения о покупке товаров для красоты и здоровья, ориентируются на мнение своей второй половины (46%). При этом российские мужчины признались, что на их мнение о товаре существенное влияние оказывает информация в Интернете (33%). Этот пункт отметили в своей анкете лишь 19% участниц опроса.

Объединяет российских мужчин и женщин вера в "обещания" бренда и превосходство премиальных средств для персонального ухода и декоративной косметики, к которым в России трепетное отношение. 28% наших соотечественниковсчитают, что продукты для ухода за волосами премиум-класса и продукты масс-маркета имеют существенные отличия в пользу первых. 34% опрошенных россиян верят в преимущества премиальных средств для ухода за кожей. 35% уверены, что премиальную декоративную косметику не сравнить с косметикой серии масс-маркет.

Кроме этого, в ближайшие годы эксперты прогнозируют постепенное «размывание» деления масс-маркета на нижний, средний и высокий уровень, останется сегмент массовой косметики и люксовой. Часть потребителей будет переходить на люксовый сегмент, обеспечивая его неуклонное развитие. Таким образом, потребление люксовой косметики в России будет также расти, но ежегодный показатель прироста будет снижаться с изменением отношения к парфюмерно-косметической продукции как покупкам статусным и импульсивным. Исключительно важным для роста рынка является развитие дистрибьюторских региональных сетей. Перспективным форматом продаж считаются магазины типа «дрогери», а также формат «drugstore», когда парфюмерно-косметическая продукция реализуется через аптечные сети.

Внастоящий момент российский рынок косметической продукции характеризуется переходом кцивилизованным формам торговли, когда надолю открытых рынков остается неболее 16% объема продаж. Динамично развиваются специализированные парфюмерно-косметические розничные сети, прирост которых достигает 30-40% вгод. Поимеющимся данным, в России около 60% специализированной розницы контролируют несколько основных игроков: «Арбат Престиж», «Л'Этуаль», Douglas Rivoli, Ile de Beaute, «Дуглас-Риволи», Rive Goche (принадлежит петербургской компании «Парфюм-Стандарт»), Brocard (принадлежит немецкой Brocard Group Ltd.), «Мак-Дак», «Южный двор». Остальная часть российской парфюмерно-косметической розницы принадлежит несетевым игрокам, среди которых есть и крупные, такие как Articoli, ЦУМ (Москва) и «Калинка-Stockman» (по материалам ООО "Элит-Галанд",

Больше всего в России любят покупать косметику в специализированных магазинах (65%) ив аптеках (78%). Супермаркеты на третьем месте в списке самых популярных у россиян мест для покупок такой продукции (47%). А 18% опрошенных здесь подтвердили, что время от времени покупают косметические товары через Интернет. Последние годы выявляют тенденцию продвижения парфюмерно-косметических сетей в регионы, поэтому у потребителя появляется выбор: приобретать продукцию через каталоги сетевых распространителей или в магазинах.

По результатам исследования, проведенного ROMIR Monitoring, основными критериями выбора торговой точки являются качество товара - 41%, приемлемый уровень цен - 34%, удобство месторасположения магазинов - 31%

Кроме этого, важными критериями являются: широкий ассортимент товаров (28%), наличие товара, который устраивает потребителя (25%), профессионализм продавцов (22%), а также скидки, распродажи, удобство расположения товара на полках, предыдущий опыт покупки, наличие дисконтных карт, уютные, удобные помещения, «фирменность»/ имидж магазина, рекомендации друзей/знакомых.

Третий по значимости канал распространения косметики на российском рынке - прямые продажи, доля которых среди других каналов дистрибуции в составляет 21,6%.
Кроме этого, на российском парфюмерно-косметическом рынке постепенно расширяется сегмент элитной продукции. Сейчас доля этого сегмента в общем обороте составляет, по разным оценкам, около 15-30%, а через несколько лет может достигнуть 45% от общего объема рынка парфюмерии и косметики.

Особенность потребления в России заключается в том, что россияне не склонны экономить на красоте. Российские потребители активно пользуются продукцией люксовых марок, а расходы на дорогую парфюмерию и косметику зачастую не соответствуют уровню их доходов. Рост данного сегмента рынка достигается не только благодаря потребителям с высоким уровнем доходов, но и тем, чья зарплата находится на среднем или даже ниже среднего уровня.

В то же время рост уровня жизни населения и увеличение доли среднего класса в еще большей степени способствует превращению люксовых марок в продукт массового потребления. Доступность люксовых товаров также повышают розничные сети, применяющие дисконтные системы, которые позволяют постоянным покупателям экономить от 5 до 25% стоимости товара.

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, до 2010 г. средние темпы роста рынка составят 9,8%, а в 2011-2017 гг. снизятся до 6%. К 2016-2017 годам потенциальная емкость российского рынка достигнет $15-18 млрд. Данный рост возможен благодаря увеличению благосостояния населения и росту численностисреднего класса. Ожидается, что уровень потребления в России будет сближаться с европейским: повышение уровня жизни в ближайшие 3-5 лет приведет к увеличению доли парфюмерно-косметических средств в потребительской корзине, и эта тенденция выйдет за пределы крупных городов и будет заметна и в регионах. В результате этого, по прогнозам, уровень затрат на парфюмерно-косметические средства в 2014 г. приблизится к $100 на человека в год.

Автор Сергей Алексеев
Источник Журнал Оптовик Бизнес Маркет, 10.12.2007

Главная       :       Обзоры       :       Рынки       :       Регионы       :       Исследования       :       Контакты
RVIEW.ru © 2007-2024,  Использование информации