Обзоры и анализ рынков, маркетинговые исследования
 

Новинки

Все новинки

Поиск по сайту

Еще в разделе:

Снижение стоимости подержанных автомобилей иностранного производства
Что выбрать из “автоматов”?
Рейтинг надежности автомобилей по версии журнала "Which?"
Преимущества американских тягачей
Обзор производителей авто
 

Обзор российского рынка транспортных услугпо итогам 2005 г.

В настоящее время в России значительное развитие получили такие виды транспортных услуг, как маршрутное такси, городской, междугородний и международный автобусы, троллейбус, такси и грузоперевозки. Раскроем кратко современную ситуацию в перечисленных сегментах российского рынка транспортных услуг.

Ежедневно услугами городских автобусов пользуется более 351 тыс. человек. Из них, по данным «Росавтотранс», 61% составляют пассажиры, пользующиеся льготным проездом. Среди регионов Центрального федерального округа наиболее мала доля льготных пассажиров в Вологодской области – 45,3%. Самая высокая доля льготников в Воронежской области – 91,2%. В Московской области доля льготных пассажиров составляет 60,9%, в Тульской области – 72%, в Калужской области – 76,5%. (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Доля льготных пассажиров в общем объеме пассажиров в различных областях России за 2005 год, %
транспортные услуги

Источник: По материалам анализа отдельных финансовых показателей для городских и пригородных маршрутных автобусов, проведенного «Росавтотранс» в 2005 году.

Спрос на автобусы на российском рынке характеризуется тенденцией к росту. В 2005 году объем рынка средних автобусов в России составил 100 млн. долларов США, объем рынка больших автобусов – 300 млн. долларов США. По прогнозам, к 2010 году объем обоих сегментов рынка в стоимостном выражении может удвоиться, что во многом связано с увеличением внутреннего спроса.

Также большое развитие получил рынок грузоперевозок. По данным «РосБизнесКонсалтинг», в настоящее время на российском рынке работает около четырех тысяч компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых три тысячи перевозчиков и одна тысяча экспедиторов (по материалам обзора «Российский рынок транспортно-логистических услуг» от 29.06.2006г., опубликованного в бизнес – газете «РосБизнесКонсалтинг»).

Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30% транспортно-логистических компаний зарегистрированы в Центральном федеральном округе (в том числе более 20% - в Москве), 28% - в Приволжском федеральном округе, 18% - в Уральском федеральном округе и 10% - в Северо-Западном федеральном округе, в том числе 9% - в Санкт-Петербурге (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Распределение транспортно-логистических компаний по территории РФ, %
транпорт

Источник: по материалам статьи Е. Зотовой, редактора-эксперта по логистике журнала "ЛОГИСТИК&система", №7 от 07.2006г.

Среди компаний-грузоперевозчиков выделяются: «Автоплюс», «Астеко», «Восточные линии», «Дамтранс», «Комфорт Лоджистик», «Логитэк» - группа компаний, «МРТК» - межрегиональная транспортная компания, «ПЭК» - первая экспедийионная компания, «Реал», «СеверСтальТранс», «ТрансАвтоГрупп», «Транскомпани», «ТрансРоссия», «Хезенкамп Логистик», «Юнилог».

В настоящее время одной из наиболее устойчивых и динамично развивающихся компаний на российском рынке транспортных услуг является «ТрансРусь». Компания специализируется на предоставлении полного комплекса транспортно-экспедиционных услуг, отвечающих всем требованиям клиента. Средний прирост объемов перевозимых грузов для компании «ТрансРусь» составляет 30-40% ежегодно.

В сегменте международных автоперевозок довольно значительная часть российского рынка принадлежит зарубежным компаниям - около 17% рынка отдано транспортным компаниям, которые выступают своего рода посредниками между Россией и Европой. По мнению экспертов, такое положение является следствием полной открытости российского рынка по отношению к любым транспортно-экспедиционным компаниям. В частности, белорусские транспортные компании обеспечивают грузоперевозки между Россией в Германией, именно они наиболее активны на российском рынке, выполняя третью часть грузоперевозок, реализуемых зарубежными компаниями (см. рисунок 3). За перевозчиками из Беларуси следуют польские (27%), литовские (11%) и латвийские (10%) транспортные компании.

Рисунок 3.
Доли основных стран, компании из которых выполняют грузоперевозки на российском рынке, от общего объема грузоперевозок зарубежных компаний в России, %

услуги транспорт

Источник: по материалам статьи Е. Зотовой, редактора-эксперта по логистике журнала "ЛОГИСТИК&система", №7 от 07.2006г.

Еще одним наиболее часто используемым видом транспорта является маршрутное такси. Объем российского рынка частных автоперевозок составляет 2-2,5 млрд. долларов США в год (при этом на Москву ежегодно приходится 250-270 млн. долларов США) (по материалам статьи В. Салмина, журнал «Автолайн», 2005г. №10). По прогнозам аналитиков, рынок частных автоперевозок будет расти, так как тарифы в маршрутках вполне могут конкурировать со стоимостью проезда в городском транспорте. На сегодняшний день в московском парке частных перевозок доля автомобилей марки «Газель» составляет 90%, остальная часть приходится на маршрутки-иномарки (10%). В регионах доля «Газелей» составляет треть рынка, а остальная часть в большинстве случаев приходится на марку «ПАЗ».

Популярность микроавтобусов марки «Газель» связана в первую очередь с привлекательной ценой. Готовый микроавтобус ГАЗ стоит 300-330 тыс. рублей, в то время как цена за иномарку составляет 38-50 тыс. долларов США. Специалисты «ГАЗа» уверены, что, благодаря быстрой окупаемости, их продукция будет еще долго пользоваться спросом (это наиболее важный для коммерческого транспорта показатель), даже при разнице в стоимости между импортными микроавтобусами и «Газелями» в 300% (по материалам статьи В. Салмина, журнал «Автолайн», 2005г. №10).

Российский рынок таксомоторных перевозок в последние годы активно развивается. В настоящее время на рынке такси действует огромное количество перевозчиков, 90% которых составляют теневой сектор таксомоторных перевозок. На рынке легальных перевозок действуют два типа игроков: таксопарки и диспетчерские службы, у которых нет своего автопарка. На протяжении последних двух лет в России активно проводятся государственные меры по легализации бизнеса таксомоторных перевозок. Вмешательство государства способствует росту сегмента легальных таксомоторных перевозок, что влечет за собой выход на рынок новых участников и развитие деятельности старых (по материалам журнала «РосБизнесКонсатинг»).

Объективно можно оценить лишь рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Объем московского рынка такси в 2004 году составил 500 – 600 млн. долларов США. На долю корпоративных клиентов пришлось 30% рынка, остальную часть составил нелегальный бизнес. В настоящее время в Москве ежедневно востребовано около 20 тыс. машин. Официальные перевозчики обеспечивают около 5 тыс. машин. Остальное приходится на долю частников. При этом доля корпоративных такси растет. Сейчас на московском рынке такси предлагают свои услуги около 10 крупных компаний, автопарк которых насчитывает сотни и тысячи машин. В их число входят «Автолайн», «Новое желтое такси», «Тема» и другие компании. Также присутствует значительное число малых компаний, имеющих несколько десятков собственных машин или работающих с водителями-частниками.

Эксперты выделяют следующие основные тенденции развития российского рынка таксомоторных перевозок: появление и дифференциация новых форм обслуживания, укрупнение игроков, увеличение размера инвестиций в бизнес, повышение качества услуг, повышение активности государства в поддержке легальных участников рынка, внедрение новых систем радиосвязи цифрового стандарта. При помощи новых технологий становится возможным постоянный контроль выполнения заказа и предоставление клиентам квитанций с полной информацией о поездке и ее стоимости (по материалам статьи Д. Морачевской, журнал «Деловой Петербург» 2005г.).

На услуги троллейбусных перевозок наблюдается растущий спрос. Данный вид транспорта присутствует только в городах с населением не менее 300 тысяч человек. В основном это областные центры. Рынок этого сегмента транспортных услуг в каждом городе монополизирован муниципальным троллейбусным управлением, под руководством которого находится весь подвижной состав троллейбусного парка. Соответственно внутри сегмента конкурентов нет. Конкуренцию составляют перевозчики из других сегментов рынка и основным среди них является маршрутное такси.

В настоящее время российский троллейбусный парк состоит на 90% из отечественных троллейбусов. «Энгельсский троллейбусный завод», который в советское время был единственным профильным предприятием, занимает 80% этого специфического рынка. Оставшуюся часть делят между собой Башкирский, Вологодский, Волгоградский и другие троллейбусные заводы, которые ранее занимались ремонтом электротранспорта. За 2004 год «Энгельсский троллейбусный завод» произвел 134 машины, за 2005 год - 500 машин. Освоен выпуск новых моделей (по материалам статьи Влада Соболева, журнал «Новые времена» №32(144) от 23 -29 сентября 2005 г.).

Согласно расчетам экспертов, оптимальный вариант распределения транспорта в городе может быть представлен следующим соотношением: 300 троллейбусов / 100 трамваев / 650 автобусов. Высказывается точка зрения, согласно которой доля электротранспорта в городе должна быть выше, в качестве основного аргумента выступает улучшение состояния окружающей среды.

Итоги проведенного обзора современного состояния российского рынка транспортных услуг позволяют сделать основные выводы.

• Ежедневно услугами городских автобусов в России пользуется более 351 тыс. человек, среди них 61% составляют пассажиры, пользующиеся льготным проездом.

• В 2005 году объем рынка средних автобусов в России составил 300 млн. долларов США.

• В настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых 3 тысячи перевозчиков и 1 тысяча экспедиторов.

• Распределение транспортно-логистических компаний по регионам Росси выглядит следующим образом: около 30% компаний расположены в Центральном ФО, 28% - в Приволжском ФО, 18% - в Уральском ФО и 10% - в Северо-Западном ФО.

• На российском рынке международных автоперевозок 17% отдано зарубежным компаниям, которые выступают посредниками между Россией и Европой, наиболее значительную долю занимают белорусские компании, за которыми следуют перевозчики из Польши, Литвы, Латвии.

• Объем российского рынка частных автоперевозок составляет ежегодно 2-2,5 млрд. долларов США (на Москву приходится 250-270 млн. долларов США).

• На российском рынке таксомоторных перевозок до 90% составляет теневой сектор.

• Российский троллейбусный парк состоит на 90% из отечественных троллейбусов.

• Основным отечественным производителем троллейбусов выступает «Энгельсский троллейбусный завод» - занимает 80% рынка. Также крупными производителями являются Башкирский, Вологодский, Волгоградский троллейбусные заводы, которые ранее осуществляли лишь ремонт электротранспорта.

ММЦ "Москва"

Главная       :       Обзоры       :       Рынки       :       Регионы       :       Исследования       :       Контакты
RVIEW.ru © 2007-2024,  Использование информации