|
|
Новинки
2022-09-01 - Как СНТ избавиться от заброшенных участков
Все новинки
2022-09-01 - Апартаменты не приравняют к жилью: как это скажется на спросе и ценах
Еще в разделе: |
Обзор рынка чаяпо состоянию на сентябрь 2008 г.Объем российского рынка чая в последние несколько лет практически не меняется, тем не менее игроки считают рынок динамично растущим. Динамика обусловлена ростом цен на чайное сырье, развитием премиального сегмента и нишевых продуктов – специальных и нетрадиционных чаев, а также активным ростом пакетированного чая. Традиционный черный чай по-прежнему остается самым крупным сегментом рынка, но доля его снижается. Объем российского рынка чая в течение последних нескольких лет остается стабильным и составляет, по оценкам экспертов, 160-170 тыс. т. «С точки зрения импорта сырья Россия ежегодно потребляет порядка 170 тыс. т чая из различных чаепроизводящих стран», – говорит эксперт в области чая и разработки чайных продуктов компании «Май» Романи Бахтадзе. По данным «Nielsen Россия» (аудит розничной торговли в городах России с населением свыше 10 тыс. человек), объемы розничных продаж чая за период с апреля 2007 по март 2008 года выросли на 8% в стоимостном и снизились на 5% в натуральном выражении. «В целом рынок чая стабилен, – говорит руководитель отдела коммуникаций компании «Nielsen Россия» Наталья Игнатьева. – Развитие в стоимостном выражении идет с небольшим опережением общей инфляции». По прогнозам компании Euromonitor, в ближайшие несколько лет рынок чая будет расти в стоимостном выражении примерно на 4% ежегодно. Основные тенденции рынка чая – рост премиального сегмента, сегмента пакетированного чая в фольгированных конвертах, развитие рыночных ниш. «Если в объеме рынок стабилен, то в качественном отношении он динамично развивается, – говорит PR-директор компании «Орими Трэйд» Мария Драбова. – Сохраняются и развиваются тенденции последних лет: удорожание категории в целом, бурное качественное развитие, обострение марочной конкуренции, развитие чайного предложения в HoReCa. Изменяются потребительские предпочтения: увеличивается потребление пакетированного чая, растет интерес к зеленому чаю, фруктовым и травяным чаям, напиткам без содержания кофеина, интерес к редким сортам – белый чай, пуэр, лапсанг сушонг и другим». Рынок достаточно консолидирован. Совокупная доля компаний-лидеров розничных продаж чая (в алфавитном порядке) – Ahmad, Unilever, «Май», «Орими Трэйд», «Сапсан» – в натуральном выражении составляют 74%, в стоимостном – 75% (апрель-май 2008 года, «Nielsen Россия»). Рост цен в мировых масштабах. Как считает руководитель отдела маркетинга и разработок компании «Хэйлис» Виталий Мухортов, динамика рынка более высокая, чем в прошлом году, что обусловлено ростом цен на чайное сырье, запретом Россельхознадзора на ввоз в Россию растениеводческой продукции из Индии, планами международных корпораций по выходу на чайный рынок РФ и грядущим вступлением России в ВТО. С конца января текущего года Россельхознадзор ввел временные ограничения на ввоз растительной продукции из Индии. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в третьем квартале 2007 года из Индии в Россию было импортировано 77,7 тыс. т ($32,1 млн) черного и 31,2 тыс. т ($61,8 млн) чая других видов. Как предполагают эксперты, запрет на ввоз в Россию растительного сырья из Индии вызовет скачок розничных цен на 30-40% на всю чайную продукцию независимо от страны происхождения. Игроки констатируют повышение цен на чай. «Мировой чайный рынок в 2007 году находился в непростом положении, – говорит Мария Драбова. – На Цейлоне, который является крупнейшим российским экспортером чая (доля цейлонского чая в структуре российского импорта составляет порядка 40%), происходило обострение внутриполитической ситуации, что негативно сказалось на положении в чайной отрасли. В Кении из-за засухи и политических событий произошло снижение производства чая, что привело к повышению спроса на чайных рынках Европы, Азии, США и, как следствие, к росту цен на всех чайных аукционах. В Китае происходит укрепление национальной валюты и подорожание энергоносителей, что тоже сказывается на уровне цен». По словам Романи Бахтадзе, мировое потребление чая превышает производство и продолжает увеличиваться. В 2006 году страновое потребление чая в мире выросло на 1% и составило 3,64 млн т, тогда как мировое производство чая находилось на уровне 3,6 млн т. Эксперт также прогнозирует повышение цен на чай во всем мире в этом году. Средняя цена на чай в Кении за первые три месяца текущего года выросла до $2,25 по сравнению с ценой аналогичного периода прошлого года – $1,69. Средняя цена на чай в четырех крупных аукционных центрах – Джакарта, Калькутта, Коломбо, Кочин – в январе 2008 года составила $2,4, что на 34% выше аналогичного показателя в январе 2007 года. Чай с характером. Доля черного чая на рынке по-прежнему самая крупная – 75% в натуральном и 61,4% в стоимостном объеме продаж (по данным «Nielsen Россия», в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, апрель-май 2008 года). Но постепенно доля этого сегмента снижается, для сравнения: в период с декабря 2005 по май 2006 доля черного чая в физическом выражении составляла 90,7%, в стоимостном - 86,1%. Рост рынка чая в России стимулирует развитие сегмента премиальных марок. По данным «Nielsen Россия», премиальный сегмент занимает 48% в стоимостном и около 29% в объемном выражении российского рынка чая, здесь представлено более 85 брендов. По словам пресс-секретаря компании «Май» Марии Вершининой, в последние годы остро ощущалась потребность в чае премиальной марки, и в феврале 2007 года компания вывела премиальный бренд Curtis («Кертис»), включающий коллекции черного ароматизированного, зеленого ароматизированного и фруктово-травяного чая. Стремясь подчеркнуть премиальность чая, компании выводят коллекции эксклюзивных чаев. Так, компания Newby вывела коллекцию Speciality Teas – собрание лучших листовых чаев Китая, где каждый сорт представляет произведение чайного искусства, и коллекцию «Африканская серия» – деликатные яркие высокогорные чаи с кенийского нагорья Керичо, выращиваемые в ограниченном количестве. Производители, позиционируя чай в премиальном сегменте, создают оригинальные упаковки, выделяющие продукт на полке. Чай «Африканская серия» упакован в коллекционные баночки, иллюстрированные изображениями животных Африки, выражающих характер чая. Например, чай «Замунга» – всемогущий слон, представляет яркий, деликатный, в то же время крепкий характер. Чай «Хакунда» – величественный лев, отражает характер яркий и мягкий, это чай с насыщенным и ярким настоем и с солодовым послевкусием. По словам коммерческого директора Группы чайных компаний «Сапсан» Антона Кудрейко, чаи премиального сегмента под торговой маркой Akbar производятся в эксклюзивной упаковке из фольгированного картона с эффектом голограммы, а также в подарочной жестяной упаковке, в том числе крупной фасовки – 300-450 г, которая пользуется популярностью во многих странах. Нетрадиционные целебные. Повышение интереса к здоровому образу жизни привело к увеличению спроса на зеленые, травяные и фруктовые чаи. «Сегменты травяных и фруктовых, а также зеленых чаев растут значительно быстрее рынка, – говорит менеджер по маркетингу компании «Милфорд» Наталья Егорова. – Это является отражением тенденции повышения интереса потребителя к продуктам здорового питания и желанием разнообразить быт». Активный рост показывает прежде всего зеленый чай. «Доля зеленого чая в 2007 году увеличилась до 9% в натуральном выражении и до 13% в стоимостном по сравнению с 2006 годом, когда его доля в натуральном выражении составляла порядка 8%», – говорит директор по маркетингу компании «Геральт» Анета Аслаханова. Травяной и фруктовый чай по-прежнему составляет небольшую долю рынка – около 1% (по данным «Nielsen Россия»), но устойчиво растущую. «Рост этого сегмента связан прежде всего с тем, что количество исходных ингредиентов – фруктов, цветов, трав – дает бесконечное количество вариаций, – комментирует Анета Аслаханова. – А российский потребитель, хотя и предпочитает крепкий черный чай, по своей натуре новатор и всегда готов попробовать что-то новое». В сегменте травяной и фруктовый чай компания «Милфорд» вывела в этом году чаи с натуральными ягодами и листьями, например «Облепиха – лесные ягоды», «Шиповник – каркаде», «Клюква – лист ежевики», а также фруктовые и фруктово-травяные композиции: «Груша – гранат» и «Груша – мелисса». Осенью 2008 года Милфорд планирует выпустить коллекцию, куда войдут новинки, например, «Фруктовый коктейль с малиной, ревенем и перцем чили». Эксперты отмечают формирование новых сегментов рынка – белых и так называемых красных чаев (улонг). Доля этих сегментов в 2007 году составила 0,1% и 0,1% в натуральном, 0,3% и 0,2% – в стоимостном выражении соответственно (по данным «Nielsen Россия»). «Эти чаи были на рынке и раньше, но из-за незначительной представленности их чаще относили к разряду зеленых, – комментирует Анета Аслаханова. – Сейчас спрос на редкие чаи стимулируют люксовые розничные сети, которые стараются всячески расширить ассортимент». В поддержание спроса компания Newby выпустила в 2008 году линейку эксклюзивных китайских чаев высшего класса, включающую белые, зеленые, красные и черные чаи. Эти чаи производятся в ограниченном количестве. «Российский потребитель сегодня знает о чае гораздо больше, чем еще два-три года назад, имеет собственное мнение и, следовательно, предъявляет к продукту более высокие требования, – говорит Мария Драбова. – С этим связан заметный интерес потребительской аудитории к нетрадиционным чаям – матэ, ройбош, ханибуш, травяным чаям и к редким сортам чая, которые еще год-два назад практически не были представлены на рынке, – белый чай, оолонг, пуэр, лапсанг сушонг и ряду других». В прошлом году в коллекцию Greenfield были введены несколько новых сортов китайского чая: White Bloom – белый чай из провинции Хунань, Highland Oolong – красный чай из провинции Фуцзянь, Noble Pu-Erh – сильноферментированный чай из провинции Юньнань, Lapsang Souchong – «копченый» чай из провинции Фуцзянь. Как считает Виталий Мухортов, устойчивый интерес потребителей к натуральным и целебным чаям порой приводит к недобросовестной рекламе. «Нередко на упаковках пишут, что продукт натуральный, хотя на самом деле он таковым не является, – говорит эксперт. – Доходит до смешного: на банке по-английски написано Natural Identical (идентичный натуральному), а на стикере с русским переводом значится: «Натуральный». Как известно, между этими понятиями есть существенная разница. Создается впечатление, что представители государственных органов совершенно не контролируют ситуацию». Все – по пакетикам. Пакетированный чай удерживает позиции самого быстрорастущего. Доля чая в пакетиках в натуральном выражении в апреле-мае 2008 года выросла до 47%. В стоимостном выражении доля чая в пакетиках в этот же период составила 66%. Рост происходит за счет сокращения доли фасованного чая, продажи которого снижаются (по данным «Nielsen Россия»). Как объясняет Антон Кудрейко, чай в пакетиках отличается от обычного развесного лишь размером чайного листа и полностью соответствует ему по свежести, насыщенному вкусу, богатому аромату и яркому цвету настоя. «Растет сегмент пакетированного чая в фольгированных конвертах. В основном это происходит за счет выпуска новых вкусов и освоения категории speciality, – говорит Виталий Мухортов. – Показателен рост предложений в сегменте пакетированного чая, например, недавно появившиеся специальные чаи улуны под марками Greenfield, Dilmah и другие». Широкий спектр чая в пакетиках, и эта линейка, по словам представителей компании, будет расширяться, представлен под ТМ Akbar. Японская компания Yunako company весной этого года вывела на российский рынок линейку из восьми видов пакетированных (пакет-пирамидка) японских чаев: семь видов сенча (сенча, сенча первого сбора, сенча с сакурой, лимонником, розой и майораном, мятой, лавандой и лимонником) и матча с молоком. Каждый нейлоновый пакетик запаян ультразвуком и упакован в вакуумные фольгированные саше разного цвета, в соответствии с цветом коробки, а у чая с сакурой в отдельный прозрачный пакетик упакован каждый цветочек. По словам эксперта по японскому чаю компании Yunako company Елены Ивлевой, основные каналы продаж чая – аптечные сети, прямые продажи, специализированные чайные магазины и магазины с ассортиментом товаров восточной тематики. «Мы планируем выйти на массового потребителя, предлагать товар и в супермаркетах, и в ресторанах», – говорит Елена Ивлева. По мнению Марии Драбовой, растущий спрос на пакетированный чай может создать определенные сложности для российских производителей, так как отечественные чаеразвесочные производства зачастую не располагают оборудованием в количестве, необходимом для удовлетворения увеличивающихся запросов рынка. Валерия Миронова |
Главная : Обзоры
: Рынки
: Регионы
: Исследования
: Контакты
RVIEW.ru © 2007-2024, Использование информации |