Обзоры и анализ рынков, маркетинговые исследования
 

Новинки

Все новинки

Поиск по сайту

Еще в разделе:

Рынок деревянных оконных и дверных конструкций
О перспективах рынка кирпичного домостроения
Рынок кровельных материалов
Объем российского рынка цемента в 2006 году вырос на 14%
Керамогранит на московском рынке
 

Тенденции развития российского рынка напольных покрытий

Увеличение объемов строительства, а также ремонтных и отделочных работ придает сегодня значительный потенциал развитию рынка напольных покрытий. По мнению экспертов, средний рост продаж на рынке (включая все сегменты) в России ежегодно составляет не менее 18–20%. Одним из существенных факторов, сыгравших роль в развитии столь положительной тенденции, выступает рост благосостояния населения, поэтому платежеспособный потребительский спрос стимулирует расширение спектра видов напольных покрытий.

По расчетам ABARUS Market Research, общий объем рынка напольных покрытий в 2006 г. составил 295–300 млн. кв. м. Из этого объема рынок линолеума занял около 140 кв. м., 90–95 кв. м пришлось на напольную керамическую плитку и керамогранит, объем продаж ламината составил 35–37 млн. кв. м, ковролина — 23–25 млн., на сегмент паркета и иных древесных материалов пришлось около 10 млн. кв. м.

Несмотря на рост популярности таких относительно новых для российского рынка материалов, как ламинированный паркет или керамический гранит, традиционные покрытия (линолеум и керамическая плитка) по-прежнему не оставляют рыночных позиций.

Керамическая плитка стоит немного особняком в длинном перечне напольных покрытий, поскольку во многих случаях остается незаменимым материалом. В первую очередь это помещения с высокой степенью влажности, повышенной нагрузкой либо особыми антисептическими требованиями. И если ванную комнату в частном доме еще возможно выложить особого типа паркетом, то медицинские учреждения, промышленные цеха и торговые площади обеспечивают неиссякаемый спрос на керамическую плитку.

А вот будущее линолеума, по мнению специалистов, не выглядит стабильным. Линолеум открывает собой широкий спектр видов напольных покрытий, находясь на нижнем уровне «потребительской витрины». С ростом дохода интерес потенциального покупателя переходит от линолеума к более высоким по цене и качеству материалам: натуральному линолеуму (мармолеуму, который нередко относят к категории высококачественных линолеумов, хотя, по сути, это материал несколько другого рода), а также ламинату, ковролину, сборному и штучному паркету и т. п.

Таким образом, основным конкурентным преимуществом линолеума, несмотря на технологический прогресс современных производств, по-прежнему остается его ценовая доступность, то есть характеристика, постепенно утрачивающая свою актуальность, в то время как спрос на напольную керамическую плитку обусловлен ее незаменимыми качественными характеристиками. Другими словами, керамическая плитка — это изобретение с «вечным» жизненным циклом.

Керамическая плитка

Оценка размеров рынка и других показателей (в частности уровня производства) напольной керамической плитки затруднена по той причине, что характеристики некоторых видов плитки позволяют использовать ее и как настенную облицовочную (включая внешнюю, фасадную облицовку), и как напольную. Похожая ситуация и с керамогранитом. По оценке отдельных отраслевых экспертов, рынок керамики в настоящее время оценивается в $1,8 млрд. в год, что составляет примерно 184 млн. кв. мплитки. Около 60% плитки используется в бытовом (некоммерческом) сегменте. Скорее всего такое процентное отношение сохранится надолго, поскольку строительство офисных и торговых помещений несмотря на свой рост все же отстает от темпов роста строительства жилья.

По приблизительным расчетам, объем рынка напольной керамической плитки в 2006 г. составил примерно 50–55 млн. кв. м.Из этого объема на отечественное производство пришлось 26 млн. кв. м, т. е. около 50%. Технический уровень большинства российских предприятий строительной керамики отстает от уровня зарубежных фирм, поэтому отечественная продукция наряду с китайской занимают нижний ценовой сегмент. Главные причины — низкое качество глины, отставание в дизайне и технологии производства, невысокая квалификация рабочей силы. Российские компании путем создания совместных предприятий пытаются изменить это положение.

Наиболее активно напольную плитку в Россию экспортируют Белоруссия, Китай, Польша, Италия, Испания, Германия и Турция. Средняя стоимость квадратного метра польской плитки — _15, итальянской — от _25 и выше. Испанская плитка старается повторять дизайн итальянской, но стоит дешевле — от _20 за кв. м. Цена германской плитки — _18. Для сравнения: стоимость оте-чественной плитки составляет $6 за метр. Турецкие и китайские производители находятся в таком же ценовом диапазоне, причем их присутствие на российском рынке за последние два года стремительно выросло. Рынок керамической плитки является одним из самых быстрорастущих сегментов отделочных материалов: в среднем на 20–25% в год. Еще более высокими темпами растет российский рынок элитной керамической плитки — на 30% в год. При этом наблюдается увеличение данного напольного покрытия как отечественного производства, так и зарубежного.

Керамогранит

В частном строительстве в последнее время все чаще стала применяться керамогранитная плитка несмотря на то, что ее характеристики больше востребованы в строительстве офисных и торговых помещений. Маркетинговые исследования и выборочный аудит торговых точек показывают, что в ассортименте керамогранита, представленного на российском рынке, преобладает импортная продукция (70% ассортимента). Коллекции представлены в первую очередь китайской (22%) и итальянской (16%) продукцией. Однако отечественные производители в течение последних лет активно наращивают объемы производства.

В 2004 г. в России было выпущено 8,1 млн. кв. м керамогранитной плитки, в 2005 г. — 16,9 млн., а на 2006 г. был заявлен объем в 31,5 млн. кв. м. По оценке специалистов, мощности по выпуску керамогранитной плитки ежегодно удваиваются при общем темпе роста рынка напольных покрытий в 18–20% в год.

Более дорогая продукция импортируется из Чехии и Италии, менее дорогая — из Беларуси, Польши, Словакии, Словении, Украины, а в последнее время большие объемы импорта приходятся на Китай. Сегодня рынок плитки большого размера насыщен китайской продукцией, составившей серьезную конкуренцию отечественному керамограниту. Несмотря на то, что российская продукция превосходит по качеству китайские аналоги, цена на данном рынке пока играет существенную роль. Дело в том, что контрактный потребительский спрос на керамогранит (преимущественно со стороны объектов промышленности и торговли) ориентируется в первую очередь на внешние характеристики, поскольку технические параметры этого материала (главным образом, износоустойчивость и огнеупорность, благодаря которым, собственно, он и отличается от своей «ближайшей родственницы» — традиционной керамики) проверить достаточно сложно.

Таким образом, для увеличения продаж российского керамогранита необходимо, чтобы цена была ниже аналогов китайского производства. По информации дистрибьюторов китайской продукции, стоимость плитки наиболее востребованного размера (60х60 см) составляет сегодня $12–13 за 1 кв. м.

Линолеум

Линолеум — один из наиболее востребованных материалов благодаря низкой цене, простоте и дешевизне укладки, а также удобству ухода. Недорогие напольные покрытия в России используются как в бытовом сегменте, так и для оснащения школ, больниц, офисов, торговых залов, спортивных сооружений. Российский рынок линолеума в 2005 г. составил около 126,5 млн. кв. мпокрытий, из которых чуть меньше 25 млн. приходилось на импорт.

Доля импорта постепенно снижается: 2000 г. — 25%, 2001 г. — 35,6%, 2002 г. — 35%, 2003 г. — 26,5%, 2004 г. — 22,7%, в 2005 г. импорт составил 19,5% от общего объема рынка. В 2006 г., по подсчетам специалистов, этот уровень не должен превысить 18%. Соответственно, сейчас более 80% российского рынка линолеума приходится на долю оте-чественных производителей, поскольку продукция многих российских компаний практически не уступает по своим характеристикам европейским производителям и при этом предпочтительнее по цене.

Российский рынок линолеума считается в достаточной степени концентрированным, поскольку шесть ведущих производителей обеспечивают около 70% всего выпуска.

Импортируется линолеум, в основном, из Югославии, Словении и Украины, причем последняя поставляет в Россию продукцию украинско-югославского совместного предприятия, а также Германии и Венгрии. Объем российского экспорта напольных покрытий составляет примерно 8% от объема внутреннего производства. При этом практически вся экспортируемая продукция поступает в страны СНГ.

Рост рынка линолеума составляет около 15% в год. Объем импорта сокращается за счет роста собственного производства, увеличение доли импортного линолеума не ожидается. Место дорогого линолеума постепенно занимает ламинат.

В настоящее время на российском рынке постепенно расширяет свое присутствие такой современный натуральный материал, как мармолеум. По данным производителей, работающих на территории России, объем продаж мармолеума в настоящее время составляет около 500 тыс. кв. мв год. Нижняя граница стоимости данного материала находится на уровне _16 за кв. м.По оценке экспертов, позиции мармолеума на российском рынке имеют значительный потенциал. В частности, размер европейского рынка мармолеума в последние годы составляет 35 млн. кв. м (из которых 5–6 млн. кв. м приходится на контрактные покрытия, а остальное потребляется частным сектором) в противовес 40 млн. кв. м линолеума на основе ПВХ. Во всем мире этот вид покрытия постепенно вытесняет все остальные.

Ламинат

Сегодня ламинированные полы активно вытесняют с российского рынка линолеум, доля которого ежегодно сокращается на 1–2%, а доля ламината, напротив, стремительно растет.

Некоторые «игроки» оценивают весь рынок ламината в 2005 г. не более чем в 19 млн. кв. м., но если учитывать теневой сегмент этого рынка, то можно ориентироваться, что объем продаж ламинированных полов в 2005 г. составлял 23–27 млн. кв. м (по итогам 2006 г. эта цифра может достичь 36 млн.). За предыдущий год рынок вырос на 25–30%, и ничто не предвещает снижения. Согласно ряду прогнозов, в ближайшиегоды суммарный объем продаж ламинированных полов в России может вырасти до 40 млн. кв. м в год и более.

По мнению экспертов, в 2005–2006 гг. доля российских производителей на рынке ламината составила 23–27%, а к 2010 г. может достичь 60–65%. Скорее всего рынок ламината повторит динамику рынка линолеума — со временем он займет нишу доступных напольных материалов, после чего динамика активного роста сменится на умеренную.

Однако импортные поставки по-прежнему будут востребованы средним и верхним ценовыми сегментами в первую очередь благодаря более интересному и широкому ассортименту, свойственному западной продукции. Наибольшие объемы поставок ламината на российский рынок принадлежат Германии (около 50% рынка в 2005 г.), Польше (21%) и Австрии (6%).

На сегодняшний день ламинат признается одним из лидеров по темпам роста среди напольных покрытий. Рынок ламината растет темпами, опережающими прогнозы, сделанные участниками рынка в предыдущие годы. В настоящий момент темпы роста рынка составляют 21–22% и скорее всего сохранятся на таком уровне до 2008 г., после которого ожидается насыщение рынка и снижение динамики роста до 5–6%.

Ковролин и паркетные покрытия

Что касается ковролина, то на сегодняшний день доля его продаж в общем объеме реализации напольных покрытий (в количественном выражении) составляет 9%. Точными данными по рынку ковролина участники не располагают, так как рынок насыщен импортной продукцией, в том числе и за счет «серых» поставок, а официальная статистика отечественного производства включает в данный сегмент все виды ковровых покрытий, что затрудняет выделение из общей массы статистики по данному напольному покрытию. Производством всевозможной ковровой продукции в РФ занимается 21 предприятие.

В этом сегменте ожидаются сдержанные темпы роста — на уровне 10–15%. По прогнозам некоторых специалистов, в ближайшее время произойдет изменение соотношения между объемами потребления ковролина и линолеума в пользу ковролина, при этом суммарные доли этих двух материалов в общем объеме потребления напольных покрытий должны сохраниться.

Рост благосостояния населения нашей страны в течение последних лет повлиял на предпочтения: от потребления «мягких» полов (например, ПВХ) акценты потребителей смещаются в сторону «твердых», таких, как упомянутый ламинат, а также паркет, паркетная и массивная доска. Паркет является традиционным для России видом напольного покрытия. По данным производителей паркета, в 2005 г. в России было произведено 3 млн. кв. м штучного паркета.

Значительный объем общего потребления приходится на импортные поставки паркета. Крупнейшими импортерами являются Швеция, Финляндия и Германия. В последние годы на рынок напольных покрытий в России начала поступать массивная доска для пола из Южной Америки, а именно: из Бразилии, Боливии, Парагвая. Импортируются такие породы, как бразильский орех, боливийская вишня, бразильская вишня, бразильский тик, парагвайский орех.

Самыми распространенными породами деревьев, идущих на паркет, являются дуб, клен и ясень. Стоит отметить, что в последнее время спросом пользуются также и экзотические материалы, например, амарант или бамбук, несмотря на то, что они существенно дороже: если цены на классические породы держатся в пределах $30, то на экзотические виды деревьев могут достигать $60, $90 и более за 1 кв. метр.

Рост продаж паркета в количественном выражении отмечается на уровне 5–10%. Согласно экспертным оценкам, последние три года являлись ключевыми для формирования отечественного рынка паркета. Некоторые специалисты прогнозируют, что традиционное предпочтение классических видов напольных покрытий, к которым относится паркет, будет расти. На основании этого прогнозируется рост рынка паркета. Однако среди специалистов отрасли бытует мнение о предстоящем сокращении числа отечественных предприятий, производящих паркет (сейчас их около 100), даже несмотря на небольшой, но стабильный рост рынка. Основной причиной называется дороговизна этого материала, поэтому расширение рынка будет происходить в основном за счет элитного сегмента, высоким требованиям которого могут соответствовать далеко не все отечественные производители.

Автор: В. Н. Никольская
Источник: "СтройПРОФИль"

Главная       :       Обзоры       :       Рынки       :       Регионы       :       Исследования       :       Контакты
RVIEW.ru © 2007-2024,  Использование информации