Обзоры и анализ рынков, маркетинговые исследования
 

Новинки

Все новинки

Поиск по сайту

Еще в разделе:

Обзор рынка мобильного Интернета и мобильного контента
Обзор рынка мобильных телефонов: высокотехнологичные модели завоевывают рынок
Обзор рынка программного обеспечения
Выбираем КПК/коммуникатор
Обзор платежных систем
 

Интернет и жилье: почему квартиры не продаются в виртуале и чем Сеть полезна для клиента рынка недвижимостипо состоянию на октябрь 2009 г.

Как используется интернет – это огромная тема, о которой можно писать трактаты. Мы же поговорим только об одном аспекте – торговле. Продавцы очень многих категорий товаров разглядели в Сети прекрасный инструмент, и сегодня здесь продается бытовая техника, авиабилеты, турпутевки, пицца… А вот с недвижимостью, как нам кажется, не получилось – во всяком случае, о массовых продажах ничего не слышно.

Квартира - специфический товар

Опрошенные журналом Metrinfo.ru эксперты, говоря о скромных успехах продаж недвижимости через интернет, назвали три причины. Первая – это огромная стоимость объектов и, соответственно, боязнь покупателей совершить ошибку. «Бюджет сделки – это средства, накапливаемые годами, часто не одним поколением, - говорит Юлия Втулкина, руководитель направления маркетинга и рекламы агентства МИАН. – А приобретение «вслепую» через интернет-магазин имеет определенную степень риска». Так что покупатели всегда должны увидеть квартиру своими глазами и пощупать ее руками. Изображение на экране монитора, даже в виде подробной виртуальной экскурсии, их не устраивает.

Вторая причина сводится к высокой «индивидуальности» объектов недвижимости. Если сказать, к примеру, «двухлитровая бутылка «Кока-колы» - каждому ясно, о чем идет речь. Точно так же абсолютно одинаковы два телевизора одной и той же марки, предметы бытовой техники. Но одинаковых квартир нет – даже если планировка типовая, обязательно будут отличаться виды из окна, состояние и прочие подобные аспекты. Так же – и любой специалист это подтвердит – покупатель приобретает не «стены», а дом, комфортную среду обитания. И это обстоятельство снова заставляет смотреть лично.

Третья причина заключается в сложности механизма оформления сделки. «При покупке недвижимости первостепенная роль отводится гарантиям безопасности, соблюдению всех юридических формальностей, - отмечает Юлия Втулкина (МИАН). – Копии документов, переданные по электронной почте, не дадут высокой степени уверенности. Также на подписании договора обязательно личное присутствие обеих сторон».

На взгляд автора, третье соображение является наиболее спорным. Личное присутствие вполне можно заменить доверенным лицом (закон это позволяет), а технологии электронной подписи и банковских переводов делают возможными расчеты на любые суммы. Именно так рассчитываются между собой банки и компании. И суммы у них – побольше, чем у любой квартиры… Так что дело, вероятно, только в том, чтобы привыкнуть совершать сделки подобным образом.

Но первые два резона – куда серьезнее. Они базируются на самых основах человеческой психики, а переделать ее – дело в высшей степени небыстрое.

А «мертвоходцы» - никогда!

Несмотря на это, агентства недвижимости все равно развивают свое присутствие в интернете. Риэлторы осознают – даже если не удается наладить собственно продажи, Сеть является прекрасным вспомогательным инструментом. «Сайт – это визитная карточка компании, первое, что видит потенциальный покупатель, нашедший нас в интернете, - говорит Борис Егоров, Управляющий партнер компании Gordon Rock. – Отсутствие у фирмы собственного сайта воспринимается сегодня как нонсенс».

Как отмечает эксперт, новый офис, даже в проходном месте, за день даст 10-20 посетителей, тогда как количество людей, ежедневно заходящих на сайт, вполне может достигать 1000, причем это могут быть люди из любого города и даже из любой страны. Офисы компаний, как правило, работают 8-10 часов в день, и закрываются на выходные и праздники – а интернет-ресурсы работают круглосуточно. При этом сайт, даже выполненный с привлечением труда высокооплачиваемых специалистов, все равно обойдется дешевле, чем новый офис.

Правда, для того, чтобы сайт был эффективным, он должен быть «живым» и регулярно обновляемым. Ибо нет зрелища печальнее на свете, чем интернет-ресурс, брошенный своими владельцами, при виде которого сразу вспоминается изобретенное польским фантастом С.Лемом словечко «мертвоходец».

Обычно на таком сайте красуются телефоны (не работающие, т.к. МГТС давно поменяла у этих номеров первые три цифры), «лента новостей», последняя из которых датирована апрелем 2007 года и «свежая» аналитика, бодро утверждающая, что цены на недвижимость в последние полгода выросли на 30% - тогда как на рынке уже больше года как кризис.

Новости и аналитика – не реже двух раз в неделю, базы данных – с реальными «живыми» вариантами. Справочная информация (о координатах и правилах работы государственных органов, юридических аспектах покупки недвижимости и т.п.) – также актуальная, такая, что не вызывает у посетителей кривых ухмылок. На сайте также можно организовать виртуальные туры по продаваемым объектам, консультации со специалистами в режиме on-line.

«Например, у нас есть такой сервис, как «выбрать для сравнения» - можно отобрать несколько объектов из базы, после чего произвести окончательный отбор и сразу отправить запрос на несколько объектов, - говорит Юлия Втулкина (МИАН). – Еще на нашем сайте можно создать личный кабинет, подписаться на статьи, новости, рассылку обновлений базы предложений. В настоящее время в разработке находится еще ряд проектов».

И приценимся, и поругаемся

Теперь посмотрим с «кочки зрения» другой стороны – частных лиц. Покупать недвижимость непосредственно в Сети большинство потребителей не готовы – тогда зачем она им? Прежде всего, продавцы и покупатели проводят там то, что называется умными словами «маркетинговые исследования». Изучают законы, определяются с собственными предпочтениями, сравнивают цены. К примеру, на портале www.irn.ru имеются «Калькуляторы On-line», позволяющие определить примерную стоимость продажи и аренды жилья в Москве, сделать ценовой мини-прогноз по собственной квартире, просчитать все возможные варианты покупки или обмена квартиры, рассчитать параметры ипотечного кредита и т.д.

«Первоначальную информацию при подборе объекта недвижимости многие потенциальные клиенты получают как раз в интернете», - говорит Мария Шерстюк, руководитель департамента маркетинга компании «Новое качество». «Для покупателя получается существенная экономия времени и денег, - отмечает Юрий Сорокин, директор по развитию группы компаний «Партнеры Земли». – Не проделывая путь до объекта, потенциальный покупатель может собрать максимум информации о нем и о его продавце».

Искать и сортировать информацию в интернете действительно удобно. Электронная база данных (если она толково организована) имеет огромные преимущества. Выделить из 30 тысяч квартир только те, что возле метро «Отрадное», с кухней от 8 кв. м и на этажах с третьего по седьмой – для компьютера дело двух минут, тогда как человек, копаясь в стопках газет со «слепыми» объявлениями, будет трудиться целый день.

Кроме того, интернет заметно оперативней. «На сайте компании и в базах интернет-площадок квартира появляется в тот же день, как с агентством заключен договор на ее продажу, а в газете на это уходит несколько дней, - говорит Юлия Втулкина (МИАН). – Бывают случаи, когда квартира и продается сразу же после появления в интернете. Тоже можно сказать и о корректировках цены: на сайте это можно сделать уже через час». В общем, подводит итог эксперт, интернет вошел во все сферы жизни человека, и нет ничего удивительного в том, что менее эффективные информационные площадки (газеты, доски объявлений) уступили место интерактивным ресурсам.

…Есть и еще одно соображение. Все, в общем-то, знают, что абсолютно независимой печати не бывает – у всех СМИ имеются рекламные связи с риэлторскими и девелоперские компаниями. Даже добыв какой-то негатив о той или иной фирме, журналист десять раз подумает, публиковать ли его: а вдруг навредишь коммерческим интересам родной редакции? В этой связи интернет как никем не регулируемое пространство уникален – здесь можно найти не только елейно-джинсовые, но и вполне себе нецензурированные (иногда даже просто матерные) отклики о работе той или иной компании. Корявый говор миллионов, как писал Маяковский.

Резюме журнала Metrinfo.ru

Прогнозы – дело неблагодарное, но мы попробуем. Очевидным является факт, что доступ к интернету имеют с каждым днем все больше людей – соответственно, важность этой рекламной и маркетинговой площадки будет только нарастать. Наверняка появятся технологии более интеллектуального поиска, станет больше интерактивных возможностей, визуализации. Будет расти и число тех, кто все-таки покупает недвижимость прямо через интернет. В основном это касается проектов, приобретаемых с инвестиционными целями – в этом случае человека интересуют не столько потребительские характеристики, сколько проценты дохода, получаемого от сдачи в аренду.

…Ну а большинство покупателей (по крайней мере, в обозримом будущем) все же будут приобретать квартиры «по старинке» - все предварительно выведали в интернете, а потом переходим к непосредственному общению с продавцом или риэлтором. Как отметил один из наших консультантов, Сеть является прекрасным подспорьем в поиске и рекламе. Но дальше наступают обычные человеческие контакты, которых пока ни одна электронная технология заменить не в состоянии.

Источник: Интернет-журнал Metrinfo.ru

Главная       :       Обзоры       :       Рынки       :       Регионы       :       Исследования       :       Контакты
RVIEW.ru © 2007-2024,  Использование информации