|
|
Новинки
2024-10-20 - Эксперты рассказали, где и как живут студенты в Москве
Все новинки
2022-09-01 - Как СНТ избавиться от заброшенных участков
Еще в разделе: |
Обзор рынка этикеточной продукциипо состоянию на март 2009 г.Этикетка является неотъемлемой частью современной упаковки. Во многом именно этикетка формирует ценность продукта в глазах потребителя, неся на себе соответствующие текстовые и изобразительные характеристики продукта. Этикетка выполняет важную маркетинговую функцию установления определенного рода коммуникации между производителем и потребителем продукта. Рынок этикеточной продукции в России характеризуется активным ростом, темпы которого по отдельным позициям достигают 50%. В среднем же по итогам 2006 года темп роста рынка этикеточной продукции составил 25% (по данным исследования, проведенного агентством Step by Step). При этом ежегодный рост производства этикеток на мировом рынке оценивается в настоящее время в 4-6%. Объём этикеточной полиграфии, произведенной в России, в 2005 году в стоимостном выражении достиг 149,3 млн долларов США. Этикеточную продукцию, представленную на современном российском рынке, можно классифицировать по ряду признаков: сфера применения, материал изготовления, способ нанесения на упаковку, способ печати и отделки, форма, конструкция и другие. Так, по критерию сферы применения различают универсальные и специализированные этикетки. К универсальным относят белые или цветные этикетки без цветной разметки, которая наносится на поверхностные материалы одновременно с обработкой в типографии. Специализированные этикетки отличаются тем, что они предназначены для достаточно узких и специфических сфер деятельности, например этикетки для папок, этикетки для носителей информации, адресные этикетки, этикетки-пломбы и другие. Другой распространенный вид сегментации этикеточной продукции основан на критерии технологических свойств. Различают следующие группы этикеточной продукции (см. Российский продовольственный рынок / Russian Food and Drinks Market. 2007. №7): Наиболее популярными на российском рынке видами этикеточной продукции являются стандартные бумажные этикетки, самоклеящиеся этикетки на листах, этикетки на металлизированных материалах и этикетки с тиснением фольгой. Значимой тенденцией современного российского рынка этикеточной продукции выступает рост востребованности самоклеящихся этикеток среди потребителей. Во многом предпочтения самоклеящихся этикеток связаны с высокой скоростью их нанесения (15-20 тыс. штук в час) при обеспечении высокой точности и качества приклеивания, которых невозможно достичь при использовании обычных этикеток. Согласно экспертным оценкам, объем российского рынка самоклеящихся этикеток в стоимостном выражении составляет 2 млн долларов США, рост рынка составляет 15% в год. В другом источнике приводятся следующие данные: объем рынка самоклеящейся этикетки в России составляет 120 млн кв.м в натуральном выражении, объем потребления - 240 млн кв.м. Около 45% от объема российского производства самоклеящихся этикеток сосредоточено в Москве и Московской области, более 25% - в Северо-Западном регионе. На российском рынке представлены этикетки разных производителей и торговых марок. Наиболее распространенными являются: Dataline (Германия), Apli (Испания), Avery Zweckform (Германия), Raflatac (Финляндия) и некоторые другие. Потребителями самоклеящихся этикеток преимущественно являются компании Москвы и Санкт-Петербурга, в нестоличных регионах потребление самоклеящихся этикеток находится на довольно низком уровне. Несмотря на активный рост сегмента самоклеящихся этикеток в России, как в производстве, так и в потреблении этого вида этикеточной продукции наша страна значительно отстает от стран Евросоюза и США. По данным компании Avery Dennison Zweckform, в США объем рынка самоклеящихся этикеток составляет 300 млн долларов. Объем европейского рынка самоклеящихся этикеток в совокупности достигает 200 млн евро. Объем российского рынка самоклеящихся этикеток в десятки раз меньше объема европейского рынка, составляя лишь около 2 млн евро. Тенденции потребления самоклеящихся этикеток, наблюдаемые на мировом рынке, аналогичны тенденциям, характерным для России. Мировой объем производства самоклеящихся этикеток в 2006 году составил порядка 3 млрд евро, ежегодный рост объемов рынка составляет порядка 30%. Лидером среди отечественных производителей этикеточной продукции является Нижегородская компания ЗАО «Д-Графикс». Это предприятие является одним из крупнейших в России производителей бумажной этикетки для пивоваренной, кондитерской и безалкогольной отраслей. В 2006 году предприятия Нижегородской области выпустили 45,8% от общего объема производства этикеток в России. На современном российском рынке этикеточной продукции велика доля импорта. В 2006 году объем импортированной в Россию этикеточной продукции составил в стоимостном выражении 200,5 млн долларов США, объем экспорта существенно скромнее – 7,5 млн долларов США. В общем объеме внешнеторговых операций доли экспорта и импорта этикеточной продукции соотносятся как 11,7 к 88,3% соответственно. По расчетам компании Abercade, в 2006 году объем импорта этикетки сократился на 9,3% в натуральном выражении. Однако в целом за период с 2003 по 2006 год поставки этой продукции в Россию увеличились на 23,7%. Преимущественная доля импорта (94%) пришлась на бумажную этикетку, остальные 6% – на полимерную этикетку. В структуре импорта бумажной и полимерной этикетки по сферам применения преимущественную часть составляет маркировка пива (41,9 и 50,7% для бумажной и полимерной этикетки соответственно, см. рисунок 3). Импортируемая бумажная этикетка также часто используется для маркировки чая (11,8%), а полимерная этикетка – для маркировки винно-водочной продукции (19,4%). Помимо отмеченных одними из основных направлений применения импортируемой бумажной этикетки выступают: торговая деятельность (5,2%), маркировка безалкогольных напитков (1,6%), маркировка винно-водочной продукции (1,8%); одними из основных сфер применения импортируемой полимерной этикетки являются: маркировка безалкогольных напитков (2,8%), маркировка упаковки для автозапчастей (1,8%), маркировка бытовой техники (1,7%). Выраженных лидеров среди компаний-импортеров этикеточной полиграфии нет. В 2006 году наибольший объем импорта приходился на ООО «Политрейд» - 4,9 млн долл. США или 12,8% от объема импорта, ООО «Росфлекс» - 2,5 млн долл. США или 6,5% от объема импорта и ООО «Хендлер энд Натерманн Пэкэджинг» - 2,2 млн долл. США или 5,8% от объема импорта. Лидером среди компаний-экспортеров этикеточной продукции является ООО «Ост-Мастер», доля которого составляет 18,7% от общего объема экспорта этикеточной полиграфии (в денежном эквиваленте - 960 тыс. долл. США). В 2006 году наибольший объем экспорта этикеточной полиграфии пришелся на Казахстан и Украину (2,9 млн долл. США или 56,4% и 0,9 млн долл. США или 18% от общего объема экспорта соответственно). Далее следуют Грузия и Монголия (444 тыс. долл. США или 8,7% и 435 тыс. долл. США или 8,5% от общего объема экспорта). Значительная доля импортной продукции на российском рынке этикетки во многом связана с недостаточным развитием отрасли этикеточной полиграфии в России. Как отмечают эксперты, главным технологическим препятствием, с которым, вероятно, столкнутся бизнесмены, пожелавшие производить этикетки в России, станет отсутствие соответствующих бумагоделательных машин. В России не делают мелованную бумагу, которая используется в производстве этикеток. Европейские производители этикеточной продукции не спешат размещать в России свои производственные мощности, главным отпугивающим фактором при этом выступает «суровый» российский инвестиционный климат. Кроме того, производство этикеток является достаточно специфическим процессом, требующим совершенно отдельного и дорогостоящего оборудования, в связи с чем западные инвесторы опасаются, что затраты на организацию производства в России вряд ли компенсируются экономией на таможенных пошлинах и логистике. Отмеченные обстоятельства позволяют полагать, что в ближней временной перспективе не следует ожидать тенденций к снижению доли импорта этикеточной продукции, хотя представители некоторых игроков российского рынка этикетки, отмечая тенденцию развития рынка в сторону увеличения производства российской продукции, высказывают предположение, что со временем доля импортных этикеток на российском рынке будет уменьшаться. Отечественная продукция этикеток пока не составляет конкуренции западной. Несмотря на то, что более 90% отечественных этикеток изготавливается из импортного материала, технологии, по которым ведется отечественное производство, на сегодняшний день не позволяют достичь уровня качества, сопоставимого с тем, который обеспечивают мировые компании-лидеры. Среди различных видов этикетки наиболее востребованы у российских потребителей белые универсальные этикетки (30% от объема продаж). Также популярны адресные этикетки и этикетки для маркировки (по 15%), этикетки для носителей информации (10%). Часть потребителей предъявляет спрос на этикетки для папок и цветные универсальные этикетки (по 5%). Около 20% спроса приходится на другие виды этикеток. Рост российской экономики и повышение потребительской активности, наблюдавшиеся в стране до начала мирового финансового кризиса, позволили экспертам прогнозировать увеличение спроса на этикеточную продукцию в перспективе ближайшего будущего. Российский рынок этикетки сохраняет значительный потенциал для развития, о чем свидетельствуют, в частности, показатели среднедушевого потребления этикеток – в России потребление этикеток на душу населения только приближается к показателю 1 кв.м, в то время как в странах Запада он в среднем составляет 10 кв.м, а в некоторых достигает 20 кв.м. Однако в конце 2008 – начале 2009 года большинство аналитиков предпочитают избегать комментариев относительно дальнейшего развития событий в отрасли, ссылаясь на неопределенность ситуации. В частности, в сегменте самоклеящейся этикетки ключевым изменением 2008 года стал типичный капиталистический кризис перепроизводства. Как результат — закономерное обострение конкуренции, общее снижение маржинальности бизнеса и отток региональных заказов из традиционных центров узкорулонной полиграфии ближе к локальным центрам спроса. Все это привело к снижению объемов у некоторых крупных типографий.
Источник http://www.marketcenter.ru |
Главная : Обзоры
: Рынки
: Регионы
: Исследования
: Контакты
RVIEW.ru © 2007-2024, Использование информации |